Квинтэссенция «русского мира» в одной авиакатастрофе

16.Май.2017

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево.

После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.


Полёт

Самолёт АН-24Т
13 марта 1972 года план полётов был утверждён командующим ВВС Балтийского флота генерал-полковником авиации С. Гуляевым.
В соответствии с этим планом полёт должен был проходить по маршруту:

  • Взлёт в аэропорту Храброво
  • Город Зеленоградск
  • Мыс Таран
  • Посадка на аэродроме посёлка Коса
  • Взлёт с аэродрома посёлка Коса
  • Посадка на аэродроме посёлка Чкаловск
  • Взлёт с аэродрома посёлка Чкаловск
  • Посадка в аэропорту Храброво

16 мая 1972 года в 12:15 Ан-24Т выполнил взлёт в аэропорту Храброво в сторону моря. По плану полёт должен был выполняться визуально на высоте 500 метров, но, исходя из доклада командира воздушного судна, реально полёт проходил на высоте 150 метров. Выполнив разворот над морем, самолёт пересёк береговую черту в районе Зеленоградска и пошёл к мысу Таран. Затем воздушное судно пропало с экранов радиотехнических средств.

Катастрофа
Примерно в 12:30 Ан-24Т вошёл в густой туман на недопустимо малой высоте. На обрывистом берегу Светлогорска он зацепил верхушку одной из сосен крылом и потерял его часть. Падая после удара, самолёт пролетел ещё порядка 200 метров и рухнул на здание светлогорского детского сада (в 1970 году этот детский сад решили сделать экспериментальным. Около тридцати воспитанников трех-семи лет росли в одной группе, где старшие следили за младшими. Детсад считался одним из самых престижных в области).

Фотография группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го.
Из архива Марии Кудрешовой

В результате падения начался сильный пожар, вызвавший гибель не только экипажа самолёта, но и 25-ти человек, находившихся на тот момент в здании (к моменту падения самолёта дети вернулись с прогулки и садились обедать).
В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» передала сообщение: «Военно-транспортный самолет Ан-26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске Калининградской области. Среди погибших — дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек» (по другой версии – это было сообщение «Голоса Америки»). На закрытом совещании, состоявшемся 17 мая, сотрудники госбезопасности объяснили руководству столь оперативное освещение инцидента западной радиостанцией тем фактом, что неподалёку работали натовские станции радионаблюдения, перехватившие разговоры лётчиков и спецслужб.
Советские же СМИ о происшествии молчали…

Более того, от представителей госбезопасности мгновенно поступило распоряжение засекретить и «заморозить» вообще любую информацию на этот счёт.
Несмотря на принятые «органами» меры, весть о трагедии быстро распространилась не только по области, но и за её пределами. Из-за отсутствия достоверных данных, и без того скудная информация обрастала домыслами.
Николай Алексеев, очевидец, в то время – ученик средней школы: «Мы стояли и смотрели, как эта махина, обогнув стадион и едва не задев крылом колесо обозрения в парке рухнула на детский сад! Мы были в ужасе от случившегося, казалось — такого просто не может быть! …Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из собственных домов.

Отключили электричество и телефоны. Было очень страшно. Город замер, мы сидели в тёмных квартирах, словно в убежищах во время войны».

К 21:00 16 мая, менее чем через 9 часов после падения самолёта, был закончен разбор завалов: вывезены фрагменты воздушного судна и останки тел погибших. К утру 17 мая на месте детского сада было закончено сооружение маленького сквера.
Мария Кудрешова, очевидец, потеряла сына в результате ЧП: «Пришла и… глазам не поверила. Как будто и не было никогда садика! Вместо него – клумба с цветами, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Выжженная земля срезана, вместо неё уложен дёрн. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался ещё недели две…»
Ради минимизации огласки в день похорон погибших были отменены пригородные электрички (официальная версия – срочный ремонт подъездных путей) и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском.
Тем не менее, на кладбище собралось, по оценкам очевидцев, от семи до десяти тысяч человек.
Несмотря на сплошные запреты и отсутствие какой-либо помощи из «центра», похороны город взял на себя.
О причине трагедии на траурной церемонии также никто не обмолвился. Фотографировать происходящее строжайше запретили. Однако «из-под полы» некоторым удалось сделать несколько снимков…

На светлогорском кладбище в день похорон.
Из архива Марии Кудрешовой

Погибших детей и воспитателей похоронили в соседних могилах на городском кладбище недалеко от железнодорожной станции «Светлогорск-1». Членов экипажа разбившегося самолета – на городском кладбище в Калининграде. Тело помощника командира, Виктора Баранова, жена увезла на родину.


Мемориал на светлогорском кладбище.
Фото пользователя Biertrinker

Причины и последствия
Причины катастрофы расследовала московская комиссия, которую возглавлял заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник Алексеев. Официальной публикации материалов расследования по состоянию на март 2010 года нет. По факту катастрофы уголовное дело не возбуждалось. Итогом внутреннего расследования министерства обороны стал совершенно секретный приказ министра обороны Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих.
Причина катастрофы была обнародована в форме «Неудовлетворительная подготовка и руководство полётом». Встречаются версии, основанные на отсутствии у экипажа должного опыта. До сих пор в печати и Интернете появляются статьи, ставящие под сомнение профессионализм экипажа. Рассматривается также и «хмельной» фактор: запоздалая реакция членов экипажа как возможное влияние алкоголя… Однако наиболее «официальной» версией на данный момент принято считать всё-таки техническую неисправность самолёта, а точнее – несоответствия показаний высотомера. В соответствии с ней при столкновении высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря, а реальная высота (в месте столкновения крыла самолёта с деревом) была не более 85 метров. Ошибка в показаниях высотомера объясняется тем, что накануне полёта в ВВС ВМФ было принято решение о замене высотомеров с Ил-14 на Ан-24. Работоспособность высотомеров после такой замены проверена должным образом не была. Проведённые в ходе расследования эксперименты позволили установить: экипаж Вилора Гутника получал данные с погрешностью до 60-70 метров.


Жертвы
Экипаж самолета Ан-24Т:
Гутник Вилор
Баранов Виктор
Костин Александр
Денисов Лев
Светлов Анатолий
Лютов Андрей
Гаврилюк Николай
Сергиенко Леонид

Работники детского сада:
Шабашова–Метелица Валентина
Романенко Антонина
Янковская Тамара (умерла через 6 месяцев)

Воспитанники детского сада:
Алексеев Андрюша
Андреева Ира
Васильев Толя
Козлович Инна
Хизунов Женя
Кудрешов Алеша
Мороз Витя
Куринь Лена
Гвоздева Вика
Жаворонкова Таня
Мисилевич Алеша
Незванов Ваня
Русак Наташа
Дринько Дима
Руденок Жанна
Селиванов Саша
Сергеева Ира
Шабашов Андрюша
Ермилова Оля
Шаркова Лена
Фомина Лариса
Морозова Оля


Фотографии погибших работниц и воспитанников детсада в интерьере часовни-памятника.
Фото пользователя Ezel


Три женщины, находившиеся в те минуты в помещении, выжили: Тамара Янковская (работник детсада), Екатерина Ворона (подруга Антонины Романенко), Анна Незванова (работник детсада). Спустя полгода Тамара Янковская перед выпиской из больницы скоропостижно скончалась.
У Анны Незвановой в катастрофе погиб сын…
Некоторые воспитанники детсада чудом избежали общей участи.
Ирина Голушко — незадолго до трагедии переболела гриппом. 16 мая мама собралась вести её в садик, но в последний момент передумала.
Олег Саушкин – в тот день лежал в больнице, поэтому в группе его не оказалось.
Ольга Лукеева – после выписки с больничного шла с матерью в садик. На полпути услышали взрыв…


На народные средства на месте трагедии в 1994 году по проекту А. Архипенко и Ю. Кузнецова возведена часовня-памятник в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».

До сих пор 16-го мая к часовне и на светлогорское кладбище представители авиации Балтийского флота приезжают почтить память погибших, встречаются с родственниками жертв этой трагедии.


ЖЖ oldden




загрузка...

Comments are closed.

Analytics Plugin created by Web Hosting